Газета «Вестник»
Архив

№ 29 (758)
29 июля 2005


Заголовки в формате RSS

«Смутная улыбка Франции»


'Любите ли вы Франсуазу Саган?’ — вечер под таким названием был приурочен к 70-летию популярной французской писательницы.

К разговору о ее жизни и творчестве нас пригласили студенты французского отделения ФЛиМС Ульяновского государственного университета.

— Целью встречи был не рассказ о произведениях Франсуазы Саган, — говорит одна из организаторов вечера, старший преподаватель кафедры романских языков УлГУ Елена Миронова. — Этим должны заниматься критики. Мы хотели заинтересовать наших слушателей французской культурой и литературой. А для кого-то открыть новое имя — Франсуаза Саган.

Bonjour!

Настоящая фамилия Франсуазы — Куарез. Родилась и училась будущая знаменитость в семье богатого промышленника, поэтому малышка ни в чем не знала отказа. В 18 лет ее исключили из пансиона 'Небесные ласточки’ за систематические пропуски занятий. Все это время она читала романы своих знаменитых соотечественников. А свой первый роман Франсуаза назвала 'Здравствуй, грусть!’. Псевдоним Саган взяла у одной из героинь Марселя Пруста. Пакет с рукописью своего 166-страничного романа 19-летняя Франсуаза передала в надежные руки. Издатель — старик Жюйар — сразу поверил в талант мадемуазель, и тираж романа 'Bonjour, tristesse!’ превысил миллион экземпляров.

Голливуд купил права на экранизацию романа Саган 'Здравствуй, грусть’ за несколько миллионов франков. Тогда мнения критиков об авторе разделились: кто-то называл ее 'нахалкой, попавшей в литературу случайно’, кто-то 'гением психологического рисунка’.

Сладкая жизнь

Она входила в литературу триумфально. Юный возраст автора замечательно сочетался с профессионализмом, достойным зрелого мастера.

Франсуаза сразу была удостоена Премии Критики. Критиков в равной мере потрясли ее уверенное владение пером и бесстрашная — на грани аморальности — откровенность (по меркам Франции 1954 года, еще не знавшей сексуальной революции). Газеты и журналы писали о ней бесцеремонно, и именно прессе принадлежала честь создания мифа 'Франсуаза Саган’. Его непременным слагаемым стали атрибуты современной 'сладкой жизни’: ночные клубы, рок-н-ролл, виски, деньги, игра в казино, дорогие спортивные машины. Получив за издания книги 1,5 миллиона франков, она пришла за советом к отцу. 'В твоем возрасте иметь такие деньги очень опасно! Трать все!’ — посоветовал тот. Ее подруги — актриса Бриджит Бардо, певица Жюльет Греко — да и сама Франсуаза несли свободу и сумасбродство. После второго замужества она сочла себя не созданной для брака. От второго брака родила сына Дени, который, по ее словам, сильно изменил ее отношение к жизни.

Любить тяжело

’Мои герои одиноки до того, как встречают свою любовь, они чувствуют, что наконец-то нашли 'своего’ человека и теперь не одни. Но потом что-то происходит, и они снова становятся одинокими, но уже не по своей воле. Да, любить тяжело. Когда ты выкладываешь все свои козыри и все свои надежды тому, кто сейчас войдет в дверь, ты очень рискуешь. А если дверь больше не откроется, если больше никого не будет? Ты обманута, и это жестоко’.

О писанине

’Любите ли вы Брамса?’, 'Немного солнца в холодной воде’, 'Смутная улыбка’ и многие другие романы стали символами Франции 60-х. 'Я могу начать сразу несколько книг, — говорила о своем творчестве Франсуаза. — Всегда пишу ночью, в школьных тетрадях в клеточку, подложив картон для удобства. То, что пишу, сразу же наговариваю на кассету, так удобнее. В порыве могу работать 4–5 часов без перерыва. А когда встает солнце, иду гулять по Парижу или ложусь спать, приняв снотворное. Днем я не люблю думать о своей писанине. Терпеть не могу писателей, которые заполняют своим творчеством всю свою жизнь. Моих героев я не списываю с других людей, но многие находят себя в них’.

Франция и Франсуаза

Довольно противоречивый образ писательницы, не так ли? А вот что думают об этом участники вечера.

Любовь Улазова, учитель французского языка школы ? 22:

— Чтобы до конца прочувствовать произведение, его надо читать в оригинале. Именно поэтому после школы я поступила на французское отделение. Теперь уверена, что язык Франсуазы Саган — мое призвание, и писательница сыграла в этом не последнюю роль.

Арина и Наташа, студентки французского отделения ФЛиМС:

— Франсуаза была представителем так называемой 'золотой молодежи’, она отметала все моральные устои Франции середины ХХ века. Мы бы так жить не смогли, да и не захотели бы:Но мы ее боготворим!

’Нестись по жизни со всей скоростью’ — девиз, которому писательница следовала до конца жизни.

Анна Пастухова, преподаватель французского языка:

— Восхитительный вечер, замечательный рассказ о писательнице. Я решила прочитать все произведения Саган, чтобы до конца прочувствовать то время во Франции, взгляды молодежи и ее ценности.

Галина Мартьянова, сотрудник отдела литературы на иностранных языках:

— Почему ее герои так нам близки? Да потому, что все они как бы списаны с нас самих. Все грустят, все разочаровываются, все любят.

Любовь Семенова, выпускница французского отделения Санкт-Петербургского университета:

— Франсуаза сама говорила, что она не Достоевский. Она понимала, что не гениальна, но, несомненно, обладала талантом и необычным стилем. Каждый писатель создает свой собственный мир, его герои отличаются от реальных героев. И романы Саган отличаются от ее натуры. Они даже лучше, чем она. В них вы найдете ответы на многие вопросы.

Ее пьесы идут в большинстве театров мира. На сцене Ульяновского театра драмы в последние годы увидели свет два спектакля, поставленных по произведениям Саган.

Их режиссером стал народный артист РФ, лауреат Госпремии России Юрий Копылов. В главной женской роли 'Загнанной лошади’ на нашей сцене дебютировала актриса Татьяна Браженская (в других ролях замечательно играли актеры Вячеслав Вершина, Сергей Кондратенко, Людмила Даньшина). Другая пьеса Саган — 'Заноза’ стала 'звездным’ спектаклем заслуженной артистки РФ Зои Самсоновой (кроме нее в постановке были заняты актеры Михаил Петров и Валерий Прусаков). Оба спектакля были полны любви и щемящей сагановской грусти.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019